Астраханский порт может стать иранским: так ли это?

Астраханский порт может стать иранским: так ли это?

7 июля 2025 года — Иранская компания Nasim Bahr Kish претендует на полный контроль над Астраханским портом, ключевым узлом международного транспортного коридора «Север — Юг», связывающего Россию, Иран и Индию.

На данный момент Nasim Bahr Kish владеет 53% акций порта и предлагает выкупить оставшиеся 47% за 437,5 млн рублей. Гарантом сделки выступает иранский «Мир Бизнес Банк» (MBB), а конечными бенефициарами компании являются три гражданина Ирана, владеющие равными долями.

Астраханский порт имеет стратегическое значение, обеспечивая грузооборот контейнеров, металлов, продуктов и зерна, а также играя важную геополитическую роль в укреплении российско-иранского сотрудничества в обход санкций. Помимо Nasim Bahr Kish, акциями порта владеют государственные структуры и, возможно, другие иностранные инвесторы из «дружественных» стран. Расширение иранского влияния в российской логистике и возможные риски санкций в отношении MBB, способные осложнить сделку, вызывают обеспокоенность.

Полный контроль Ирана над Астраханским портом может изменить баланс сил в регионе и усилить зависимость России от иранских партнеров. В случае реализации сделки и усиления иранского влияния возможна реакция российских регуляторов, таких как ФАС и Минтранс, особенно если сделка будет признана угрозой национальной безопасности.

Иран активно наращивает свое присутствие в российской инфраструктуре, используя санкционные лазейки, и Астраханский порт может стать полностью иранским, что существенно изменит логистику на Каспии.

Комментарий от Ростеха: «Госкорпорация «Ростех» заявила, что не рассматривает вопрос продажи акций Астраханского порта и сохраняет планы развития этого транспортного хаба как важного для страны логистического узла по маршруту Север — Юг«.

Источник: NEWS ru