Экономический эффект от ВСМ Москва — Санкт-Петербург: ключевые аспекты

Экономический эффект от ВСМ Москва — Санкт-Петербург: ключевые аспекты

19 июня 2025 года — Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург обещает стать важным этапом модернизации транспортной инфраструктуры России, способствуя развитию не только пассажирских, но и грузовых перевозок. Глава компании Олег Белозеров на ПМЭФ озвучил главные преимущества проекта.

1. Экономия инвестиций в инфраструктуру

Переход значительной доли пассажирского транспорта на новую скоростную линию освободит существующие железные дороги для интенсивного движения поездов с грузовыми составами. Таким образом, появится возможность избежать значительных вложений в дополнительные путевые мощности для грузового потока. Предварительные расчеты показывают, что экономия составит не менее 600 миллиардов рублей.

2. Увеличение грузопотока

Благодаря освобождению железнодорожных магистралей и оптимизации маршрутов грузоперевозчиков появляется реальная возможность увеличить пропускную способность дорог без существенных капитальных затрат. Ожидается увеличение грузопотока на 30 миллионов тонн ежегодно. Это выгодно скажется на доставке товаров и материалов, особенно на направлениях, ведущих к портам северо-запада России, таким как Усть-Луга, а также в промышленные регионы центральной части страны, включая Свердловскую и Самарскую области.

Особенно важно, что новая трасса упростит маршруты следования грузов, сократив путь более чем на 250 километров. Сокращение расстояния приведет к экономии времени и затрат на логистику.

3. Стабильность тарифов

Поскольку введение высокоскоростной магистрали избавляет от необходимости строить отдельную сеть грузовых путей, это предотвращает неизбежный рост тарифов на грузовые перевозки. Отсутствие дополнительной нагрузки на тарифы снижает финансовую нагрузку на предпринимателей и способствует стабилизации транспортных расходов.

4. Улучшение пассажирских перевозок

Новая дорога кардинально повысит доступность путешествий между двумя крупными городами. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится до 2 часов 15 минут, а поезда смогут разгоняться до скорости 400 км/ч. Планируется запустить эксплуатацию магистрали во втором квартале 2028 года.

5. Инвестиции и окупаемость

Стоимость проекта оценивается примерно в 2 триллиона рублей, значительную часть которых профинансирует Фонд национального благосостояния (около 300 миллиардов рублей). Учитывая значительный пассажиропоток (предварительно прогнозируемый на уровне 23 миллионов пассажиров в год к 2030 году), проект позиционируется как экономически выгодный и самофинансируемый.

ВСМ Москва—Санкт-Петербург станет важнейшим инфраструктурным объектом, который окажет положительное воздействие не только на туристическую отрасль и мобильность населения, но и на экономику страны в целом. Новая линия ускорит перемещение грузов, увеличит объемы перевозок и создаст дополнительную ценность для российской транспортной системы.

Источник: РЖД