Конфликт на Ближнем Востоке повышает значение Севморпути

Конфликт на Ближнем Востоке повышает значение Севморпути

30 июня 2025 года — Вооружённый конфликт между Израилем и Ираном значительно ограничивает возможности транзита через Ормузский пролив, что вынуждает судоходные компании срочно менять маршруты доставки товаров из Азии в Европу. Страховые фирмы повышают ставки страхования перевозок, усугубляя ситуацию.

Что происходит сейчас:

  • Количество кораблей, ожидающих прохождения через Ормузский пролив, увеличилось вдвое в оманских водах.
  • Более 85 танкеров скрывают своё местоположение, выключая транспондеры автоматической идентификации.
  • Иран активно изучает возможность закрытия Ормузского пролива в ответ на удары Израиля, располагая достаточным количеством мин и ракетных катеров.
  • Владельцы судов либо прекращают рейсы, ожидая стабилизации ситуации, либо выбирают длительные альтернативные маршруты вокруг мыса Доброй Надежды, увеличивая сроки доставки и расходы на фрахт.

Почему важен Северный морской путь (СМП)?
Северный морской путь становится приоритетным вариантом транспортировки благодаря своей безопасности и экономической выгоде. Сегодня СМП обеспечивает наиболее короткий и надёжный путь между Азией и Европой. К примеру, доставка груза из Шанхая в Роттердам по Северному морскому пути занимает всего 35 дней, тогда как через Суэц — почти месяц и восемь дней.

Рост интереса к СМП:

  • После снижения объёмов транзита в 2022 году интерес к маршруту снова вырос.
  • Китайские компании лидируют среди пользователей Севморпути, успешно освоив этот маршрут. Индийские и европейские партнёры также проявляют активный интерес.
  • По данным прошлого года, зафиксировано выдачу рекордных 1312 разрешений на проход судов по СМП, включая первый крупный контейнеровоз. Планируется, что грузооборот на трассе в ближайшие годы достигнет отметки свыше 40 миллионов тонн.

Москва активно инвестирует в развитие инфраструктуры порта и строительство новых мощных ледоколов, превращая СМП в полноценный трансарктический транспортный коридор.

Источник: Минвостокразвития