Морской порт Тикси: Возрождение как логистический центр Восточной Арктики и ключ к Северному завозу

05 июня 2025 года — Приоритетное развитие Арктики и Дальнего Востока – задача, поставленная президентом России. Особое внимание уделяется Северному завозу, важность которого была подчеркнута на совещании 4 июня 2025 года, с призывом к своевременному принятию решений. Среди ключевых мер, затрагивающих Тикси и имеющих стратегическое значение для всей Восточной Арктики, выделяются три значимых решения, принятых в последнее время.
Открытие порта Тикси для иностранных судов: шаг к международной логистике
Правительство России разрешило заход иностранных судов в порт Тикси, включив его в перечень морских портов, открытых для международного сообщения (Распоряжение № 1373-р от 27.05.2023). Это решение позволит реализовать масштабный инвестиционный проект по строительству глубоководного порта-хаба в районе села Найба с планируемым грузооборотом около 30 млн тонн в год.
Реализация этого проекта имеет мультипликативный эффект:
- Создание новых перевалочных мощностей: Увеличение пропускной способности порта позволит обрабатывать больше грузов, необходимых для развития региона.
- Новые рабочие места: Строительство и функционирование порта-хаба обеспечит занятость местного населения.
- Развитие Северного морского пути (СМП): Укрепление логистической инфраструктуры Тикси способствует увеличению грузопотока по СМП, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления.
- Инвестиционная привлекательность: Проект, имеющий статус инвестиционного, может войти в Арктическую инвестиционную зону (АЗРФ), что обеспечит льготы и преференции для инвесторов. Булунский район, где расположен Тикси, входит в состав АЗРФ.
Тикси: Возрождение форпоста Восточной Арктики
История Тикси – это история взлетов и падений. После распада СССР поселок переживал тяжелые времена, лишившись света и значительной части населения. Вывод подразделений Дальней авиации РФ казался предвестником окончательного упадка.
Однако Тикси удалось отстоять. Наряду с возвращением военных, обеспечивающих безопасность Северного морского пути, был реализован уникальный проект ветродизельной электростанции в арктическом исполнении. В рамках национальных проектов проводится ремонт школ, переоснащаются медицинские и культурные учреждения. Важным шагом стало строительство Торгово-логистического центра.
Определение единого морского оператора Северного завоза: Гарантия стабильного снабжения
Правительство РФ определило АО «Росатом Арктика» единым морским оператором Северного завоза. Утверждено положение о едином операторе, который будет взаимодействовать с участниками завоза, разрабатывать маршруты и графики регулярных каботажных перевозок, а также осуществлять сами перевозки.
В 2025 году в районы Крайнего Севера планируется доставить почти 3,5 млн тонн продуктов, лекарств, топлива и других жизненно важных товаров. Северный завоз – это комплекс мероприятий и финансовых механизмов, обеспечивающих регулярное и бесперебойное снабжение территорий Крайнего Севера, сопряженное со сложными климатическими условиями и ограниченными возможностями доставки.
Инвестиции в будущее: развитие агломерации Тикси-Найба
В перечень поручений по итогам рабочей поездки Президента России Владимира Путина в Мурманск (27 марта 2025 года) добавлены мероприятия для включения в комплексные планы долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ, в том числе для агломерации Тикси-Найба.
В 2026–2028 годах из федерального бюджета будут выделены средства на проектирование и строительство объектов аварийно-спасательной инфраструктуры в Тикси, с возможностью совместного размещения подразделений МЧС России, ФМБА России, Росморречфлота и Морской спасательной службы.
Комплексное развитие Арктики: масштабные изменения
По словам советника Президента РФ Антона Кобякова, поручения Владимира Путина нацелены на всестороннее развитие российских арктических территорий. Планируется решение основных проблем: обновление инфраструктуры, снижение стоимости товаров и продуктов питания, доступ к интернету, обеспечение безопасности и повышение объемов товарооборота.
Изменения в отношении к Арктике и Дальнему Востоку носят масштабный и комплексный характер, сравнимый с движением тектонических плит. Несмотря на то, что скорость изменений может быть не везде одинаковой, масштаб принимаемых решений и их фактическая реализация набирают обороты. Возрождение Тикси как логистического центра Восточной Арктики и ключевого звена Северного завоза – яркое тому подтверждение.






