Петропавловск-Камчатский торговый порт национализирован: суд передал активы государству

10 июля 2025 года — В мае 2024 года Арбитражный суд Камчатского края вынес решение о передаче Петропавловск-Камчатского морского торгового порта (ПКМТП) в государственную собственность. Это событие знаменует собой завершение длительного процесса национализации, в результате которого государство получило контроль над активами, оцениваемыми более чем в 30 миллиардов рублей. На исполнении у ФСПП находятся 127 производств в отношении 52 физических и 62 юридических лиц.
«Сотрудники органа принудительного исполнения в соответствии с решением Ленинского районного суда Владивостока Приморского края передали в доход Российской Федерации имущество, полученное в нарушение законодательства о противодействии коррупции. В настоящее время за Российской Федерацией зарегистрированы доли, принадлежащие должникам в уставном капитале более 40 организаций, в том числе связанных с морским портом Петропавловск-Камчатский», — говорится в сообщении.
Решение суда основано на выявленных нарушениях, допущенных при приватизации ПКМТП в 1990-х – 2000-х годах. В ходе судебного процесса было установлено, что активами порта ранее владели бывшие чиновники и депутаты Камчатского края. В результате национализации государству перешли следующие активы:
- Доли в 45 юридических лицах: Эти компании связаны с портовой инфраструктурой и обеспечивают её функционирование.
- Недвижимость: Включая причальные сооружения, склады, административные здания и другую инфраструктуру порта.
- Морские суда: Флот, используемый для грузоперевозок в рамках деятельности порта.
ПКМТП играет критическую роль в экономике Камчатского края и имеет важное стратегическое значение для всей России:
- Ключевой транспортный узел: Порт обеспечивает около 90% грузопотока Камчатки, обеспечивая регион топливом, продовольствием, строительными материалами и другими необходимыми товарами. Его функционирование жизненно важно для жизнеобеспечения региона.
- Военно-стратегический объект: Порт играет значительную роль в логистике Тихоокеанского флота и развитии Северного морского пути, являясь важным пунктом снабжения и перевалки грузов.
После национализации встает вопрос о дальнейшем управлении портом. Вероятными кандидатами на управление являются ФГУП «Росморпорт» или Корпорация развития Дальнего Востока. Правительство планирует инвестировать в модернизацию порта, расширяя его мощности для увеличения грузооборота и интеграции в инфраструктуру Северного морского пути. Это предполагает значительные инвестиции в инфраструктуру, оборудование и технологии.
Национализация ПКМТП вызвала неоднозначную реакцию. Частные операторы, работающие в порту, ожидают разъяснений относительно условий дальнейшей работы и справедливого распределения ресурсов. Существует опасение передела активов и непрозрачности новых правил игры.
Источник: Portnews






