Поднимем цены, разгрузим вагоны: РЖД запускает крупнейшую реформу тарифов

Поднимем цены, разгрузим вагоны: РЖД запускает крупнейшую реформу тарифов

15 июля 2025 года — Российские железные дороги (РЖД) готовятся внести существенные изменения в свою тарифную политику, затрагивающие металлургическую отрасль, контейнерные перевозки и порожний пробег вагонов. Основной целью является балансировка стоимости перевозок и повышение эффективности железнодорожной инфраструктуры.

Основные изменения:

1. Изменение тарифов на металлургические грузы

  • Сырье подорожает:
  • Железная руда (+13,5%)
  • Кокс (+14,5%)
  • Коксующийся уголь (+21%)
  • Готовая продукция подешевеет:
  • Черные металлы и лом (–15,8%).

Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок готовой продукции и стимуляцию роста объемов транспортировки. Реализация планируется поэтапно, начиная не ранее 2028 года.

2. Увеличение тарифов на контейнерные перевозки

Контейнерные перевозки вырастут на 15%, начиная с 2027 года. Причиной стало накопление убытков РЖД из-за перевода дорогостоящих грузов в контейнерный формат, составившее за два десятилетия около 52,2 миллиарда рублей. Возможны негативные последствия в виде сокращения объема перевозок и ускорения инфляционного давления.

3. Повышение тарифа на порожний пробег вагонов

Ожидается удорожание пустого хода вагонов на 5% в 2026 году и дополнительно на 5% в 2027-м. Доходы от порожних рейсов сейчас покрывают лишь чуть меньше половины расходов, создавая избыток вагонного парка и снижая общую эффективность транспортной логистики. Наиболее уязвимыми окажутся угольные предприятия, вынужденные переложить дополнительные издержки на клиентов.

Отраслевые игроки выражают обеспокоенность:

  • Ассоциация «Русская сталь» предостерегает, что увеличение тарифов приведет к росту себестоимости производства и стимулирует компании переходить на автомобильные перевозки.
  • Возникающие трудности могут повлиять на экспорт российских товаров, поскольку логистика может стать невыгодной.
  • Ожидаются инфляция и рост потребительских цен вследствие удорожания доставки материалов.

Однако в Минэкономики идут активные обсуждения возможных мер поддержки и компенсации последствий. Рассматривается введение гибких тарифных коридоров, допускающих самостоятельное регулирование ставок в диапазоне от минус 50% до плюс 15%. Лесные грузы останутся вне перемен хотя бы до 2026 года ввиду текущих убытков, связанных с их доставкой.

Инициатива РЖД нацелена на оптимизацию грузоперевозок, однако реализация требует тщательного анализа влияния на ключевые секторы экономики. Успех реформы зависит от грамотного баланса между увеличением нагрузки на отрасли и предоставлением достаточной поддержки, обеспечивающей стабильность рынков и сохранение конкурентоспособности отечественных производителей.

Источник: Коммерсантъ