Порт «Лавна»: угольные рекорды или экономические иллюзии?

Порт «Лавна»: угольные рекорды или экономические иллюзии?

7 августа 2025 года — С первых чисел января текущего года начались активные поставки угля через морской торговый порт «Лавна». Согласно данным издания «Коммерсантъ», на сегодняшний день объем отправленного угля составил внушительные 600 тысяч тонн. Этот показатель показывает динамику развития порта, однако вызывает ряд важных вопросов касательно эффективности и перспективности проекта.

Порт «Лавна» открылся официально 27 марта, хотя фактически движение грузов началось значительно раньше. Активнее всего уголь отправлялся в апреле, тогда было поставлено рекордные 190 тысяч тонн топлива. Специалисты отмечают, что основным направлением поставок стал турецкий рынок. Однако главный вопрос заключается именно в экономической целесообразности столь крупного проекта. Стоимость строительства Морского торгового порта оценивалась в колоссальные 87 миллиардов рублей, начатое строительство которого датируется ещё 2018 годом. Однако загрузка порта остается крайне низкой — менее 4% от общей проектной мощности, составляющей 18 миллионов тонн ежегодно. Для сравнения, существующие северозападные порты были загружены примерно наполовину даже в пиковый период прошлого года.

Расчеты показывают, что экспортная цена одной тонны энергетического угля составляет порядка 1030 рублей, в то время как затраты на добычу и доставку достигают трех с половиной раз больше. Но эксперты видят возможность повысить эффективность проекта благодаря следующим факторам:

  • Полученная в июле государственная поддержка компании «Сила Сибири», учредителя которой называют одним из акционеров «Лавны». Поддержка включает отсрочку налоговых платежей и приоритетную помощь в организации перевозок.
  • Возможно, наличие скрытых преференций при перевозке груза через собственный терминал существенно снижает расходы на перевалку.
  • Логистика отправки угля в Турцию выгодна ввиду географически близкого расположения пункта назначения.

Тем не менее, многие специалисты подчеркивают значительные риски проекта. Если нынешняя динамика сохранится, высока вероятность того, что порт не достигнет уровня необходимой доходности и не сможет обслуживать накопленные долги.

Источник: Коммерсантъ