РЖД готовится к эре беспилотных маневровых локомотивов: революция на рельсах начинается с Челябинска

РЖД готовится к эре беспилотных маневровых локомотивов: революция на рельсах начинается с Челябинска

Российские железные дороги (РЖД) готовятся к масштабному внедрению беспилотных технологий в маневровой работе. Уже в 2026 году планируется запуск беспилотных маневровых локомотивов на станции Челябинск-Главный, а впоследствии – на ещё 25 крупных сортировочных станциях страны. Это знаменательное событие знаменует собой новую эру в развитии железнодорожного транспорта России.

Сейчас технология проходит финальную стадию тестирования на одной из самых современных и крупных сортировочных станций России – станции Лужская, обслуживающей порт Усть-Луга. Здесь проводятся приемочные испытания двух типов тепловозов: ТЭМ7А и ТЭМ23, оснащенных бортовой системой автоматического управления «Автомашинист». Система «Автомашинист» – это сердце проекта, позволяющее локомотиву автономно выполнять сложные маневровые операции без участия машиниста в кабине.

На тепловозе ТЭМ7А система «Автомашинист» проходит завершающие этапы испытаний. Параллельно, аналогичные испытания проводятся и на тепловозе ТЭМ23. Это свидетельствует о стремлении РЖД к тестированию различных моделей и обеспечению максимальной надежности системы.

Ключевые функции системы «Автомашинист» впечатляют: она обеспечивает автоматический надвиг состава на сортировочную горку и съезд с неё, а также обладает развитыми системами распознавания препятствий. В случае обнаружения препятствия на пути следования, система автоматически остановит локомотив, гарантируя безопасность маневровых операций. Хотя в кабине локомотива отсутствует машинист, за работой беспилотного тепловоза постоянно следит машинист-оператор. Он получает онлайн-трансляцию с видеокамер, установленных на локомотиве, обеспечивая дистанционный контроль и реагирование в случае необходимости.

Выбор станции Челябинск-Главный в качестве следующего этапа внедрения беспилотных технологий не случаен. Здесь реализуется масштабный проект «Цифровая железнодорожная станция», создающий благоприятную инфраструктуру для интеграции автоматизированных систем. Это позволяет оптимизировать процесс перехода к беспилотным технологиям и минимизировать возможные риски.

Внедрение беспилотных маневровых локомотивов обещает РЖД значительные преимущества: повышение эффективности работы сортировочных станций, снижение затрат на персонал, повышение безопасности маневровых операций за счет исключения человеческого фактора. В перспективе, это может привести к значительному увеличению пропускной способности железнодорожных узлов и улучшению качества перевозок. Проект РЖД по внедрению беспилотных технологий является не только амбициозным, но и крайне важным шагом к модернизации железнодорожной инфраструктуры России и укреплению её позиций на мировом рынке транспортных услуг. Планы по расширению использования беспилотных локомотивов на 25 крупных сортировочных станциях говорят о масштабе и серьезности намерения РЖД стать лидером в области автоматизации железнодорожных перевозок.

Источник: РЖД