Северный морской путь – будущее мировой логистики

Северный морской путь – будущее мировой логистики

25 августа 2025 года — Глобальные изменения климата, влияющие на таяние арктических льдов, открывают перед Россией беспрецедентные возможности. Северный морской путь (СМП), ранее труднодоступный и малоиспользуемый, превращается в ключевую артерию мировой логистики, обеспечивая кратчайший маршрут между Европой и Азией. Его развитие имеет не только экономическое, но и геополитическое значение, формируя новую стратегическую реальность для России и всего мира.

Потепление климата значительно увеличивает навигационный период на СМП. Это приводит к экспоненциальному росту грузоперевозок. В 2024 году объем перевозок достиг рекордных 37,9 млн тонн, превзойдя показатели прошлого года на 4,4%. При этом транзитные перевозки показали еще более впечатляющий рост – 40%, достигнув 3 млн тонн. Эти цифры подтверждают прогнозы Президента Владимира Путина о многократном увеличении грузопотока. Планы на будущее еще амбициознее: к 2030 году объем перевозок планируется увеличить до 115 млн тонн, а к 2035 – до 220 млн тонн. Разрабатывается масштабная концепция «Большого Северного морского пути» (БСМП) с горизонтом планирования до 2050 года.

Ключевым фактором успешного развития СМП является мощный атомный ледокольный флот России. Наличие 8 действующих и 4 строящихся атомных ледокола обеспечивает круглогодичную навигацию. В 2024 году заложен ледокол «Ленинград», спущен на воду «Чукотка», и поднят флаг на «Якутии». Эти проекты демонстрируют неизменную приверженность России к освоению Арктики. В развитие инфраструктуры СМП инвестировано 1,8 трлн рублей из государственного бюджета, привлечены также значительные частные инвестиции. Планируется создание единого транспортного коридора от Калининграда до Владивостока, интегрирующего морские порты, речные пути и железнодорожный транспорт.

СМП предлагает существенно сокращенные логистические сроки доставки грузов между Европой и Азией – на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал. Это делает его привлекательным маршрутом для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Китай и Индия активно участвуют в развитии СМП, сотрудничая с Россией в рамках совместных проектов. Уже осуществлено более 13 рейсов контейнеровозов между российскими и китайскими портами. Прохождение маршрута через территориальные воды и экономическую зону России обеспечивает контроль над логистикой и безопасностью перевозок.

Развитие СМП неразрывно связано с национальной безопасностью России. Присутствие атомных подводных лодок в арктических водах обеспечивает стратегическое военное преимущество, поскольку они практически не обнаруживаются под ледяным покровом. Освоение северных широт является критически важным для укрепления обороноспособности страны.

Источник: Выступление В. В. Путина