Газ на доверии: как ЕС лавирует между санкциями и энергопотребностями

Газ на доверии: как ЕС лавирует между санкциями и энергопотребностями

24 июля 2025 года — Евросоюз в рамках 18-го пакета санкций снял ограничения с трех газовозов японской Mitsui O.S.K. Lines — North Moon, North Ocean и North Light. Эти танкеры, построенные в 2022 году для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с российских проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», были включены в санкционный список в мае 2025 года за участие в транспортировке российского газа. Однако основанием для снятия санкций стало обязательство судовладельца не участвовать в перевозках с указанных проектов в будущем.

ЕС последовательно проводит политику двойных стандартов, демонстрируя одновременно жесткую позицию в отношении России и практический реализм в энергетической политике. С одной стороны, Европа продолжает усиливать давление, вводя новые пакеты санкций, включая снижение потолка цен на российскую нефть до $47,6 за баррель. С другой стороны, Евросоюз проявляет гибкость в вопросах энергетики, понимая свою зависимость от поставок СПГ, особенно в свете растущего спроса на азиатском рынке.

Примером такой избирательной политики является ситуация с танкерами Mitsui O.S.K. Lines, получившими освобождение от санкций, несмотря на продолжающееся ограничение аналогичных судов других операторов, таких как российский «Совкомфлот».

Решение снять санкции с японских газовозов имеет ряд причин. Во-первых, японская компания Mitsui O.S.K. Lines играет ключевую роль в обеспечении энергетическими ресурсами своей страны, а правительство Японии традиционно активно защищает интересы своих корпораций на международной арене. Например, в 2019 году Япония вложила $3 миллиарда в проект «Арктик СПГ-2». Этот факт мог оказать влияние на принятие решения европейскими властями.

Во-вторых, технические характеристики судов также могли сыграть роль. Все три судна относятся к классу Arc4, что позволяет им функционировать в умеренных арктических условиях, однако они менее важны для реализации крупных российских арктических проектов, чем суда класса Arc7, такие как «Николай Урванцев».

Несмотря на снятие санкций с конкретных танкеров, последствия для России минимальны. Данные суда осуществляли лишь небольшую долю перевозок с проекта «Ямал СПГ», а сам проект «Арктик СПГ-2» остается под строгими американскими и британскими санкциями. Таким образом, экономическое воздействие данного шага невелико.

Однако символическое значение события заключается в демонстрации готовности Евросоюза учитывать экономические интересы и предлагать послабления компаниям, отказавшимся от сотрудничества с Россией. Подобная практика создает определенный прецедент, способствующий дальнейшему развитию практики исключения отдельных участников рынка из-под санкционного режима.

Отмена санкций в отношении японских газовозов отражает противоречивый характер стратегии Европейского союза. Политическая линия направлена на дальнейшее усиление давления на Россию, тогда как экономически Евросоюз вынужден искать компромиссы, чтобы избежать риска нехватки энергии.

Таким образом, решение отменить санкции — это не акт благожелательности, а расчетливое политико-экономическое маневрирование, подтверждающее приоритет практических соображений над идеологическими установками.

Источники: Reuters, материалы ЕС, данные Mitsui O.S.K. Lines