Правительство верит в газомоторное топливо: слишком сильно?

Правительство верит в газомоторное топливо: слишком сильно?

8 июля 2025 года — Российское правительство демонстрирует оптимистичные прогнозы относительно развития рынка газомоторного топлива (ГМТ). Согласно прогнозам, к 2035 году потребление ГМТ вырастет в несколько раз. Однако, учитывая текущую ситуацию на рынке, обоснованность такого оптимизма вызывает серьезные сомнения.

В консервативном сценарии правительство ожидает роста потребления ГМТ до 9,6 млрд кубометров к 2035 году. Это в 3,8 раза больше текущего уровня. Базовый сценарий предполагает еще более впечатляющий рост – до 13,9 млрд кубометров, что в 5,5 раза превышает текущие 2,5 млрд кубометров. Среднегодовые темпы роста потребления газомоторного топлива, согласно этим планам, составят 12-15% в базовом сценарии и до 18% – в целевом варианте. Также ожидается увеличение количества заправок, предлагающих газ, до 2,2 или 2,7 тыс.

Однако, возникает закономерный вопрос: на чем основан такой оптимизм? На сегодняшний день АЗС, предлагающие метан, загружены всего на 30%, а ситуация на СПГ-заправках еще хуже – загрузка составляет лишь 20%. При этом, Министерство энергетики не предлагает дополнительных мер по стимулированию перехода на газ. Таким образом, без резкого и многократного подорожания бензина, экономический смысл переходить на газомоторное топливо для большинства автовладельцев остается под вопросом.

Неавтомобильный транспорт на сжиженном природном газе также пока не демонстрирует значительного развития. На него приходится всего 2% рынка ГМТ, а основную долю потребления обеспечивает автотранспорт.

В 2023 году «Газпром» активно продвигал государственную программу для железнодорожного транспорта на СПГ. Однако, с тех пор о реализации этой программы не поступало никакой информации.

В итоге, исполнение амбициозных планов правительства по развитию рынка газомоторного топлива, даже в рамках консервативного сценария, представляется крайне затруднительным. Для достижения поставленных целей необходимы реальные стимулы и меры поддержки, которые пока отсутствуют. Без них вера в газомоторное топливо рискует остаться лишь надеждой, не подкрепленной реальными действиями.

Источник: Минэнерго + аналитика