Суд обязал владельцев танкеров выплатить компенсацию за крупнейшую экологическую катастрофу

13 августа 2025 года — Арбитражным судом Краснодарского края приняты решения о взыскании значительных компенсаций за ущерб, причинённый окружающей среде в результате крушений танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе. Общая сумма компенсаций составляет около 85 миллиардов рублей, что делает этот случай одним из крупнейших в истории российского судоходства.
За аварию танкера «Волгонефть-212» ответственность возложена на две компании:
- ООО «Каматрансойл»
- ООО «Кама Шиппинг»
Сумма иска к ним составила 49,5 миллиарда рублей. Эти компании обвиняются в нарушении правил навигации и ненадлежащем техническом состоянии судна, что способствовало инциденту.
- За крушение танкера «Волгонефть-239» ответственным признан собственник судна — ЗАО «Волгатранснефть». Компенсация составит 35,5 миллиарда рублей.
Получив исполнительные листы, Росприроднадзор столкнется с проблемами, связанными с финансовым состоянием ответчиков. Многие компании уже финансово несостоятельны, некоторые находятся в стадии банкротства. Например, ООО «Кама Шиппинг» уже признано банкротом по инициативе налоговой службы. Вероятность реального возмещения убытков остаётся под вопросом.
Кроме того, возникают сложности с привлечением страховых компаний. Хотя суд привлекает страховщиков к процессу, их обязательства могут оказаться ограниченными договором страхования.
Суд также установил ряд нарушений со стороны экипажей и операторов танкеров:
- Оба танкера находились в акватории в запрещенный сезон (после 30 ноября).
- Экипаж был недостаточно подготовлен и укомплектован профессионалами.
- Суда эксплуатировались без необходимых разрешительных документов и регулярных проверок технического состояния
Инцидент привёл к масштабному загрязнению моря примерно 2,4 тысячами тонн мазута, что стало причиной закрытия пляжей в Крыму, Анапе и Тамани до лета 2026 года. Гибель морских животных и нарушение экосистем ставят под угрозу дальнейший туризм и рыболовство в регионе.
Дополнительные иски:
- Администрацией Анапы — 546 миллионов рублей на очистку побережья.
- Морской спасательной службой — 485 миллионов рублей на утилизацию загрязнений.
- Росрыболовством планируется подать иск на 2,5 миллиарда рублей за уничтожение водных ресурсов
Российские ведомства обязаны пересмотреть правила навигации, усилить контроль за соблюдением стандартов безопасности и ввести эффективные механизмы обязательного страхования риска. Без изменений система останется уязвимой перед будущими рисками. Задача Минтранса — выстроить систему морских нефтеперевозок, гарантирующую возмещение любого экологического ущерба. Пока не видно, чтобы ведомство эту задачу решало.
Источник: Вести






