«Волгонефть» на скамье подсудимых: Росприроднадзор требует миллиардные компенсации за экологический ущерб в Керченском проливе

Москва, 31 мая 2025 года — Росприроднадзор усиливает давление на компании, связанные с затонувшими в Керченском проливе танкерами «Волгонефть», и обратился в суд с требованием о взыскании колоссальной компенсации за ущерб, нанесенный окружающей среде. Сумма иска, предъявленного к «Кама Шиппинг», «Каматрансойл» и «Волгатранснефть», достигает почти 85 миллиардов рублей. При этом «Кама Шиппинг» и «Каматрансойл» совокупно должны выплатить 49,4 млрд рублей, а «Волгатранснефть» – 35,4 млрд рублей.
Помимо иска от Росприроднадзора, компании столкнулись с дополнительными финансовыми претензиями. Морспасслужба требует 314,5 млн рублей за работы по очистке акватории, а администрация Анапы выставила счет на 545 млн рублей в качестве компенсации за уборку мазута с побережья. Общая сумма претензий, таким образом, превышает 86 миллиардов рублей, что ставит под серьезную угрозу финансовую устойчивость компаний.
Ранее сообщалось о планах создания двух фондов ответственности с общим капиталом в миллиард рублей, предназначенных для последующих выплат пострадавшим от инцидента. Страховщики должны были выступить гарантами судовладельцев. Однако суд отклонил предложение о создании фондов, что существенно осложняет ситуацию для ответчиков.
Финансовое положение компаний оставляет желать лучшего. Согласно последним данным, «Кама Шиппинг», «Волгатранснефть» и «Каматрансойл» демонстрируют отрицательную чистую прибыль в 2023 и 2024 годах. Учитывая скромные финансовые результаты и отказ суда в создании фондов ответственности, выплата многомиллиардных компенсаций представляется крайне проблематичной.
Перспективы скорейшего урегулирования вопроса остаются туманными. Даже если страховщики согласятся выплатить обещанный ранее миллиард рублей, эта сумма является лишь незначительной частью от общей суммы претензий. Взыскание остальной части средств, затребованных Росприроднадзором, может затянуться на долгие годы и привести к банкротству компаний, ответственных за экологическую катастрофу в Керченском проливе.
Обстоятельства крушения: 15 декабря 2024 года танкеры с 9 тыс. тонн мазута попали в шторм (волны до 7 баллов) в Керченском проливе. Оба судна класса «река—море» находились в акватории незаконно — их морская навигация завершилась в ноябре. Разлив составил 2,4–3,8 тыс. тонн мазута, загрязнив Черное и Азовское моря, побережье Краснодарского края (Анапа, Темрюк) и Крыма (Евпатория).
Источник: Аналитика РБК






