Автоматизация горных работ на Баимском ГОКе: беспилотные технологии в Арктике

15 августа 2025 года — На территории Баимского горно-обогатительного комбината (Чукотский автономный округ), крупнейшего меднорудного месторождения страны, реализуется первый в России масштабный проект автоматизированной добычи полезных ископаемых. Комплекс предусматривает внедрение современных беспилотных решений, позволяющих повысить эффективность и безопасность производства.
В рамках реализации проекта планируется задействовать 50 беспилотных карьерных самосвалов, каждый из которых способен перевозить до 320 тонн полезного груза от места разработки до обогатительной фабрики №58. Это станет первым этапом формирования единого цифрового контура №611, объединяющего технику с интеллектуальными системами управления.
Кроме того, в составе технологического комплекса будут использованы беспилотные буровые установки, позволяющие оптимизировать процессы вскрышных работ и подготовки месторождений к эксплуатации. Вся техника оснащена технологиями дистанционного управления и взаимодействия между собой посредством системы промышленного интернета вещей IIoT.
Одним из ключевых преимуществ является повышение уровня безопасности ведения горных работ. Беспилотники исключают человеческий фактор, минимизируя риск происшествий, связанных с эксплуатацией тяжелой техники в сложных климатических условиях региона.
Автоматизация позволяет существенно сократить расходы предприятия. Благодаря снижению потребности в привлечении значительного количества квалифицированного персонала (например, водителей самосвала), уменьшаются затраты на доставку сотрудников, организацию проживания и профессиональное обучение. За счет алгоритмического планирования маршрута и снижения холостых пробегов ожидается сокращение потребления топлива примерно на 10%. Уменьшение числа остановок также приведет к экономии ресурса дорогостоящих шин.
Ожидается ежегодная экономическая выгода, выраженная десятками миллионов долларов. Помимо прочего, рост производительности обусловлен отсутствием перерывов на отдых операторов машин, что позволит увеличить грузооборот до 70% к третьему году эксплуатации.
Проект предполагает поэтапное внедрение беспилотных технологий:
2025–2026 годы: пилотный этап с использованием гибридного режима, предполагающий присутствие водителя в кабине каждого транспортного средства для контроля ситуации.
2027–2028 годы: переход на систему удаленного управления оператором из специального диспетчерского пункта.
2029 год: полная автоматизация процесса транспортировки, включая самостоятельное перемещение техники под наблюдением диспетчеров.
Осуществление проекта осуществляется при поддержке государства и частных инвесторов. Финансирование обеспечивается структурами ВЭБ.РФ совместно с рядом крупных российских банков, общий объем инвестиций составляет около 1,1 триллиона рублей. Этот проект имеет большое значение для развития отечественной промышленности. Увеличение объемов добычи меди в стране составит порядка 25%, золота — 4%, что обеспечит дополнительный импульс развитию металлургического сектора экономики.
Помимо экономической составляющей, важным аспектом проекта является создание примера успешного внедрения инноваций в условиях Арктики, демонстрируя возможности российского высокотехнологичного машиностроения и IT-индустрии. Реализация инициативы откроет перспективы дальнейшего распространения аналогичных подходов на другие крупные российские месторождения в труднодоступных регионах Крайнего Севера и Сибири.
Параллельно с развитием производственных мощностей ведутся инфраструктурные проекты, такие как строительство порта Чаун, линий электропередач протяженностью свыше 400 километров и новых жилых поселков для работников предприятий.






