Дистанционное управление кранами в порту Дудинки: технологический прорыв в Арктике

Дистанционное управление кранами в порту Дудинки: технологический прорыв в Арктике

27 августа 2025 года — В портовом городе Дудинка внедрена первая в России система дистанционного управления портальным краном, разработанная стартапом «Вирсайн» совместно с компанией «Интехком». Эта технология начала применяться после четырехлетних исследований и испытаний. Дудинка успешно испытывают инновационную технологию дистанционного управления крановыми механизмами уже целый год.

Основные технические характеристики системы включают:

  • Полностью российские комплектующие и программное обеспечение.
  • Установка системы на портальном кране с грейфером в Заполярном транспортном филиале.
  • Управление осуществляется операторами из комфортных помещений с использованием видеокамер и специализированного сетевого оборудования, что обеспечивает полный контроль над зоной погрузочно-разгрузочных работ.

Технология показала свою работоспособность даже в экстремально низких температурах (-40 °C) и сильных ветровых нагрузках. Система оснащена функцией мгновенного реагирования на любые неполадки, автоматически останавливаясь при выявлении проблем с камерами или сетевым подключением.

До 2030 года планируется увеличение грузооборота порта Дудинки до 5 миллионов тонн ежегодно благодаря внедрению современных автоматизированных систем управления кранами. Проект предусматривает распространение технологии на остальные краны филиала и последующее внедрение аналогичных решений в других арктических портах России.

Среди основных достоинств новой системы выделяются:

  • Повышение уровня безопасности операторов, освобожденных от риска нахождения на высоте и воздействия неблагоприятных погодных условий.
  • Увеличение производительности труда за счет снижения холостых перемещений крана примерно на 30%.
  • Экономия электроэнергии и снижение расходов на обслуживание техники.

Система основана на радиоуправлении, позволяющем оператору управлять краном с расстояния до 100 метров с помощью специального пульта с двумя видами контроллеров: кнопочным и джойстиком. Для повышения надежности используются резервные каналы связи и автоматическое отключение крана при пропаже сигнала.

Важным дополнением к основной системе являются виртуальные тренажеры, применяемые в обучении будущих специалистов в Таймырском колледже. Благодаря этому студенты получают необходимые практические навыки еще до выхода на реальную рабочую площадку.

Этот проект помогает повысить уровень независимости России в плане морской транспортировки в Арктике, позволяя осуществлять круглогодичное функционирование Северного морского пути.

Опыт Дудинки показывает путь к новым стандартам работы в Арктике, основанным на высоких технологиях и заботе о людях. Уже к 2030 году подобная практика может стать распространенной практикой для всей России, повысив эффективность и безопасность эксплуатации тяжелой техники в сложных климатических условиях.

Источник: Новости порта Дудинки