Искусственный интеллект для автопарка: как идея инженера из «ГСП-Механизации» изменит логистику

2 июля 2025 года — Сергей Колодин, начальник автоколонны филиала «Иркутск» компании «ГСП-Механизация», предложил революционный проект внедрения искусственного интеллекта для предсказания поломок транспортных средств. Его инициативу поддержали руководство компании и эксперты Университета ИТМО. Технология способна радикально изменить подходы к обслуживанию техники и сэкономить значительные средства на ремонте.
Принцип работы системы
▌ Сбор данных:
Система собирает показания датчиков телеметрии, отслеживающих состояние основных узлов автомобилей: износ деталей, температурные режимы, вибрационные характеристики и другие важные параметры. Дополнительно учитываются внешние факторы, влияющие на эксплуатационную нагрузку: состояние дорожного покрытия, погодные условия, интенсивность эксплуатации.
▌ Прогнозирование неисправностей:
Искусственный интеллект обрабатывает собранные данные и определяет риски выхода техники из строя задолго до возникновения проблем — примерно за две-четыре недели до критического уровня износа. Система автоматически формирует рекомендации по профилактическим мероприятиям, синхронизируя графики ремонтных работ с наличием необходимых запасных частей и загруженностью сервисных станций.
Предварительная оценка показывает значительное сокращение издержек на экстренные ремонты благодаря переходу на превентивное техническое обслуживание. Экономия достигает до четверти всего бюджета подразделения, занятого ремонтом машин. Более того, увеличивается срок службы транспортного парка за счёт своевременного устранения мелких дефектов и предупреждения серьёзных повреждений.
Разработанная Сергеем Колодиным технология учитывает проблемы отрасли, накопленные за 15-летний стаж работы водителем, механиком и руководителем. Важнейшие из них:
- Частые непредвиденные простои вследствие внезапных поломок.
- Нехватка нужных запчастей для спецавтотранспорта.
Университет ИТМО обеспечит научную поддержку проекту, адаптируя алгоритм ИИ для экстремальных климатических условий, таких как сибирские морозы ниже минус 50 градусов Цельсия.
Сейчас проводится пилотное внедрение на автопарке из 50 единиц техники в Иркутской области. После успешного тестирования предусмотрена интеграция с системами управления предприятием (ERP) для оптимизации процессов закупки запчастей.
Автор идеи выразил уверенность в значительном повышении эффективности работы всей транспортной сети:
«Теперь мы сможем избежать неожиданных поломок и минимизировать затраты на ремонт, что повысит надёжность наших операций».
Технология представлена на конкурсе «Фабрика идей», организованного корпорацией «ГСП-Механизация». В случае победы разработчики получат дополнительное финансирование для дальнейшего распространения проекта по всем подразделениям компании.
Источник: «ГСП-Механизация»






