В МФТИ разработали водородный БелАЗ и АЗС к нему

19 августа 2025 года — В Московском физико-техническом институте (МФТИ) представили инновационное решение для тяжёлого транспорта, применяемого в горной промышленности. Ученые разработали конструкцию карьерного самосвала, работающего на водороде, а также сопутствующую автозаправочную станцию. Эти достижения были представлены на конференции «Топливные элементы и энергоустановки на их основе», о чем сообщило сетевое издание Naked Science.
В основе проекта лежит модель карьерного самосвала БелАЗ-7530, который традиционно использует дизельные двигатели. В рамках новой концепции ученые предложили заменить дизельную силовую установку на комплекс из водородных топливных элементов, аккумуляторов и суперконденсатора. Суммарная мощность новой системы составит 1 МВт, что обеспечит достаточную мощность для выполнения сложных задач в карьере.
Одной из ключевых особенностей нового поколения карьерных самосвалов станет электромеханическая трансмиссия. Она обеспечит гибкое управление тягой, что не только повысит эффективность работы машины, но и снизит риск поломок, что особенно важно в условиях эксплуатации тяжёлой техники.
Для работы нового самосвала водород будет получаться двумя основными способами. Первый метод — это электролиз воды, который позволяет извлекать водород из воды с использованием электричества. Второй метод заключается в улавливании побочных газов, образующихся на металлургических производствах. После сжатия водород будет подаваться в специальные баллоны через построенную водородную автозаправочную станцию (АЗС).
Авторы проекта подчеркивают, что переход с дизельного топлива на водородное позволит значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу. Это не только улучшит экологическую ситуацию, но и снизит уровень профессиональных заболеваний у водителей, связанных с воздействием выхлопных газов. Кроме того, использование водорода может увеличить интервалы между ремонтами техники, что снизит эксплуатационные расходы.
Также стоит отметить, что переход на более грузоподъемные машины, как показывают расчеты исследователей, позволит сократить количество единиц техники, используемой на карьере, без потери эффективности работы.
Первые испытания опытного образца водородного самосвала планируются в ближайшие два года. По предварительным расчетам, использование водорода вместо традиционного топлива может повысить энергетическую эффективность почти в три раза, при этом обеспечивая нулевые выбросы в атмосферу. Это делает проект не только экономически выгодным, но и экологически безопасным, что особенно актуально в свете современных тенденций по борьбе с изменением климата.
Источник: ТАСС






