Неженская вахта: Королева БЕЛАЗа на «Удоканской меди»

Неженская вахта: Королева БЕЛАЗа на «Удоканской меди»

В суровых краях Забайкалья, где горы хранят в себе залежи меди, а техника работает на износ, есть женщины, чья сила и мастерство не уступают мужским. Одна из них – Ирина, водитель большегрузного самосвала БЕЛАЗ в компании «Удоканская медь». Ее работа – это не просто управление огромной машиной, это вызов стереотипам, преодоление трудностей и преданность любимому делу. Недавно компания запустила уникальный для России проект, где управление первым 240-тонным БелАЗом на карьере «Западный» осуществляет женский экипаж и героиня нашей статьи как раз одна из членов этого экипажа.

Ирина — водитель в четвертом поколении. За рулем она с 15 лет, перенимала опыт у отца. Официальный стаж водителя с 2013 года, а на большегрузах она работает уже 2,5 года. «Запала мне она в душу, — говорит Ирина о своей профессии. — Здесь приходится выкладываться даже не на 100, а на 200%».
Ее рабочий день — это постоянное испытание на прочность. Техника размером с небольшой дом, огромная ответственность, суровые погодные условия и тонны руды. Это не офисная работа, где главный риск — пролить на клавиатуру кофе.

«Совсем не детский сад! — с улыбкой отмечает Ирина. — Порой бывает такое, что думаешь — скорее бы домой. Но потом берешь себя в руки и дальше работаешь». Физическая нагрузка — неотъемлемая часть ее смены. Например, нужно снять, поставить и поднять обратно откатник — тяжелую деталь ходовой части, которая весит немало килограммов. И так — снова и снова.

От «Собаки» до БЕЛАЗа: путь длиною в тонны

Свой путь на предприятии Ирина начала не с гигантского БЕЛАЗа. Ее первой машиной стал шарнирно-сочлененный самосвал KOMATSU. «Мы развозили щебенку, наводили порядок на дорогах. Можно сказать, благодаря нам работал весь разрез, потому что мы могли проехать там, где другие не проезжали!» — вспоминает она.

За свою надежность и проходимость ту машину ласково называли «Собака». Именно там, в условиях, куда могли залезть только бульдозеры и эти самосвалы, закалился ее характер. Затем был БЕЛАЗ-130, а сегодня она управляет настоящим титаном — 240-тонным БЕЛАЗом, повышая свою квалификацию с каждой тонной удоканской меди.

«Женщина должна быть дома и варить борщи». И другие мифы..

Ирина признается: женщине в этой профессии приходится несладко. Главная сложность — не в управлении многотонной махиной, а в преодолении предвзятого отношения. «У мужчин возникает недоверие, потому что, по мнению многих: «Женщина должна быть дома, варить борщи и воспитывать детей! Все»», — делится она. Один раз на медкомиссии ей прямо высказали это негативное отношение. Но, как часто бывает, упорство и профессионализм ломают барьеры.

«Затем он изменил свое мнение (ему рассказали обо мне) и в дальнейшем мы уже нормально общались. Всякое бывает, сколько людей — столько и мнений». Сегодня Ирина активно общается с другими женщинами-водителями на предприятии. И, как она сама отмечает, все они очень разные, опровергая миф о существовании некоего «критерия» для выбора такой профессии.

Любовь к делу как главная перспектива

На вопрос о карьерном росте Ирина искренне смеется: «Я не знаю, куда еще можно расти дальше! Мне кажется, что больше уже некуда». Она уже успела поработать на самой разной технике, включая общественный транспорт, и уверена: нашла то, что ей по душе. «Честно говоря, я давно об этом мечтала и я очень благодарна всем, кто помог мне в этом!» — говорит она.

Ее история — это не просто рассказ о сложной работе. Это история о выборе, страсти и упорстве. О том, что когда дело по-настоящему любимо, никакие стереотипы и тяжелые условия не могут стать преградой. Ирина и ее подруги по цеху доказывают, что на Удокане добывают не только медь, но и меняют представления о возможностях человека.