Реестр недобросовестных работодателей: новый инструмент защиты трудовых прав или формальность?

Реестр недобросовестных работодателей: новый инструмент защиты трудовых прав или формальность?

1 августа 2025 года — Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) запустила проект по созданию публичного реестра недобросовестных работодателей. Уже в первый год существования списка, в 2025 году, в него попало почти две сотни организаций и индивидуальных предпринимателей. Нарушители трудового законодательства внесены туда за систематические злоупотребления правами сотрудников, главным образом за замену официального трудоустройства гражданско-правовыми договорами, что помогает экономить на налоговых платежах и социальных отчислениях.

По сообщению издания «Известия», отказ заключения трудового договора официально признан административным правонарушением. После вступления соответствующего постановления в законную силу организация автоматически включается в перечень недобросовестных работодателей.

Особенность реестра заключается в том, что наибольшее количество нарушений фиксируется в специфичных отраслях экономики. Наибольшее число случаев зафиксировано среди транспортных фирм, предприятий сферы обслуживания (клининг), организаций бытового сектора и информационных технологий. Среди профессий чаще всего встречаются специалисты ногтевого сервиса, парикмахеры, фитнес-тренеры и прочие самозанятые категории работников.

Хотя абсолютное большинство фигурантов реестра составляют индивидуальные предприниматели, в списке оказались и достаточно крупные коммерческие структуры. Например, известны случаи включения таких компаний, как Группа «Чистый город», специализирующаяся на утилизации отходов, «Рыбокомбинат Ханты-Мансийский», производящий рыбную продукцию, а также строительная компания «ТВК-инжиниринг», занимающаяся реконструкцией объектов недвижимости.

Эксперты относятся к новому проекту неоднозначно. Юрист Наталья Стрешкина уверена, что создание открытого списка служит инструментом предупреждения для потенциальных работодателей, нарушающих права сотрудников. Такой ресурс становится способом оповещения общества о нарушениях, позволяя контролировать добросовестность работодателя.

Однако независимый эксперт Наталья Мильчакова сомневается в практической значимости подобного проекта. Главная проблема состоит в том, что доступ к списку ограничен официальным сайтом службы, который не обладает высокой посещаемостью. Кроме того, попадание в реестр не мешает работодателю продолжить работу с неофициально устроенными сотрудниками, особенно если речь идет о привлечении мигрантов, готовых согласиться на низкую зарплату вне зависимости от оформления документов.

Также существует вероятность попадания в реестр добросовестных работодателей по случайному стечению обстоятельств или технической ошибке. Эксперты считают необходимым ввести официальную процедуру информирования организаций о внесении в реестр и предусмотреть четкий порядок исключения фирмы из списка после исправления выявленных нарушений.

Кстати, на протяжении нескольких последних лет мы сталкиваемся с волной задержек зарплат и нарушениями прав вахтовиков. Работодатели систематически нарушают обязательства перед сотрудниками, оставляя их без зарплаты и поддержки на отдалённых объектах. Обширная информация о подобных инцидентах доступна в наших материалах раздела «ВАХТОВИКИ», а реальные истории борьбы вахтовиков против произвола можно услышать непосредственно в чате общения вахтовиков. Несмотря на многочисленные жалобы и обращения сотрудников в государственные органы контроля — Государственную инспекцию труда, прокуратуру и Следственный комитет, работодатели зачастую остаются безнаказанными. Нарушающие права сотрудников фирмы редко попадают в реестр недобросовестных работодателей, даже при наличии многочисленных нарушений.

Это создаёт ситуацию, когда работники оказываются брошенными на удалённых участках, а государство вынуждено тратить бюджетные средства на возвращение вахтовиков домой. После ряда разбирательств некоторые организации объявляют себя банкротом, фактически уходя от ответственности. Возникают резонные вопросы: кто конкретно принимает решение о включении работодателя в реестре недобросовестных фирм и какой чёткий механизм принятия решений предусмотрен законом? Ведь, несмотря на благие намерения разработчиков реестра создать инструмент публичного мониторинга добросовестности работодателей, практика показывает значительные трудности в применении и эффективности данного ресурса.

Отсутствие прозрачности процедур включения и исключения из реестра негативно сказывается на доверии общества к институту и снижает эффективность регулирования трудовых отношений.

Источник: ЧАТ ВАХТОВИКОВ